Многие студенты исторического факультета на летних каникулах не только отдыхали, но и с пользой проводили время. Например, несколько студентов кафедры новой и новейшей истории побывали в летней школе в Зальцбурге, организованной юридическим факультетом МГУ и нашими австрийскими коллегами из университета имени Париса Лодрона (Зальцбург, Австрия), непосредственно Центра исследований Европейского союза (Centre of European Union studies).
Мы встретились с одним из её участников – студентом IV курса Владиславом Субботиным (страна изучения – Германия), и постарались узнать для вас как можно больше подробностей про школу.
Летняя школа в Зальцбурге имеет по современным меркам солидную историю, её корни уходят в начало нулевых, а инициатива создания принадлежит ныне покойной Татьяне Мироновне Колтуновой, преподавателю кафедры иностранных языков юридического факультета, которая внесла огромный вклад в развитие сотрудничества наших университетов. В следующем году летняя школа будет отмечать свой двадцатилетний юбилей.
В настоящий момент координатором проекта со стороны МГУ является доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора Н.В. Ильютченко, при посредничестве и профессиональной поддержке зав. кафедрой конституционного и муниципального права, профессора С.А. Авакьяна и непосредственного руководителя группы студентов, ведущего специалиста отдела международного сотрудничества Т.Е. Агеевой.
Работа летней школы проходила под прямым руководством сотрудника Центра исследований Европейского союза, доктора права Дорис Видры (Dr. Doris Wydra).По традиции основное внимание школы сосредоточено на правовых и политических вопросах взаимодействия Российской Федерации и Австрийской Республики с Европейским союзом.
Касательно условий участия в Зальцбургской летней школе, надо иметь в виду, что все занятия и культурные мероприятия проходят на немецком и английском языках, по этой причине всех студентов приглашают на собеседование, где в ходе непродолжительной беседы стараются составить представление об уровни владения, прежде всего, немецким языком. Тем не менее, не стоит заранее терять надежду, обладая даже самыми базовыми знаниями языка, собеседование можно пройти успешно. Оно, скорее, носит формальный характер и призвано познакомиться с потенциальными участниками практики. Хотя знакомство с простейшей бытовой лексикой, и крупицы знаний лексики профессиональной и вовсе приведет организаторов школы в восторг. Другое дело, что на практике это может стать препятствием для погружения в лекционный процесс и полноценное участие в обсуждении исследовательских проблем. Более того, языковой барьер ограничит потенциальную возможность налаживания диалога с иностранными коллегами. В общем, это дело личной ответственности и выбора.
Обычно практика проходит в течение первых трёх недель июля (в этом году 1-21 июля), студенты проживают на территории университетского общежития и каждое утро по будням на автобусе добираются до университета, расположенного в историческом центре города.
Саму работу летней школы можно условно разбить на два блока: учебный и культурно-образовательный.
Первый включает в себя занятия немецким языком, которым предшествует тестирование и распределение по группам в соответствии с уровнем владения языком. А также собственно тематический курс, посвящённый работе Евросоюза, его устройству, основным проблемам и тенденциям в развитии и сотрудничеству с другими политическими субъектами. Особое внимание закономерно уделяется российско-европейским связям, их истории и перспективам. Лекционный курс знакомит студентов с ключевыми вопросами, связанными с заявленной в текущем году тематикой и предваряет написание небольших исследовательских работ в формате научных статей. Они презентуются в ходе студенческой конференции на третьей учебной неделе. В этом году руководитель школы Дорис Видра (Dr. Doris Wydra) впервые внесла существенные коррективы в традиционный формат школы, до настоящего времени итогом летней школы был групповой исследовательский проект, содержание и тема которого вытекала из повестки летней школы.
Культурно-образовательный блок подразумевал знакомство с политико-правовой системой Австрии, её культурой и ролью страны в современной европейском устройстве. В рамках летней школы мы посетили не только места, представляющие профессиональный интерес для студентов-юристов: зальцбургский ландтаг и Конституционный суд Австрийской республики в Вене, но и получили возможность отдохнуть на австрийских и немецких озерах. Плодом частной инициативы студентов стала поездка в Мюнхен, национальный парк Баварии Берхтесгарден и ряд городов Верхней Австрии и Тироля (Гальштат, Гмунден, Инсбрук).
Лично я по прошествии летней школы могу сказать, что, безусловно, рад представившейся возможности и благодарен людям ответственным за ее организацию. Особо хотелось бы поблагодарить доктора Doris Wydra и наших австрийских друзей и коллег за их ответственность, соучастие и профессионализм. Уровень организации мероприятий летней школы, в особенности студенческой конференции и персональное внимание Дорис ко всем работам, глубина погружения в материал и взвешенность критики с ее стороны встречает с моей стороны лишь восхищение и благодарность.
Подводя некий итог, скажу лишь, что летняя школа в той форме, в какой она существует на настоящий момент, может быть интересна для студентов широкого профиля, от юристов и экономистов, до политологов и, собственно, историков. Хотя справедливости ради, не могу не отметить, что наиболее познавательна в профессиональном смысле эта летняя школа будет для студентов, в чью сферу интересов входит политическая история XX века, в особенности история Германии и Австрии. Вместе с тем, формат летней школы предполагает достаточно доступное изложение материала, как политической, так и правовой тематики, с которыми без особого труда может справиться студент исторического факультета МГУ.
Стоит отметить, что написание научной статьи в рамках, предложенной проблематики, и участие в студенческой конференции также может стать ценным личностным и профессиональным опытом, равно как и то, что лучшие работы руководство факультета планирует опубликовать в одном из журналов Зальцбургского университета.
Словом, всё это вопрос ваших целей и желаний, готовности работать. Программа летней школы составлена таким образом, что у студентов оказывается достаточно широкое пространство для манёвра и действия, приветствуется инициатива. В целом, эта летняя школа почти целиком рассчитана на свободу выбора студентов, начиная с выбора тем для статей, а заканчивая способом проведения досуга.
Зальцбург очаровательный австрийский город, совсем небольшой, по крайней мере, по мерке жителя современного мегаполиса, спокойный, по-европейски стройный, охваченный с Юга живописным подножьем Северных Альп. За своё недолгое пребывание там я успел искренне полюбить это место и, непременно, однажды туда хочу вернуться. С высоты горы Мёнхсберг над вами нависает крепость Хоэнзальцбург, бывшая во времена своего расцвета резиденция архиепископа, мирно текущий Зальцах, разрезает город почти на две равные части, и Капуциненберг и Герцберг, потонувшие в глубокой зелени, почти по-итальянски изящные, опрокидывает ваш взгляд к небу…
Если вас вдохновил рассказ Владислава и следующим летом хотите оказаться в этой летней школе, то вам стоит обратить внимание на сайт юридического факультета МГУ. Ближе к весне 2020 г. там появится вся необходимая информация. Желаем удачи!
Фотографии с сайта юридического факультета МГУ