Новогодняя ёлка — 2019
29.11.2018
Летняя школа в Зальцбурге: личный опыт
08.09.2019

«У каждого своя война…»

7 мая на историческом факультете пройдет 14-й ежегодный концерт, посвящённый Дню Победы. В преддверии этого мероприятия мы встретились с его бессменным организатором Анной Аркадьевной Талызиной и узнали, что зрителей ждет в этом году:

Анна Аркадьевна Талызина

Концепция этого года «У каждого своя война». На самом деле, идея возникла совершенно случайно, как это часто бывает — из разговора в коридоре. Примерно полгода назад, я случайно встретилась в коридоре Шуваловского корпуса с замечательным человеком — Людмилой Владимировной Некрасовой, главным редактором газеты «Московский университет» и нашим преданным зрителем на протяжении уже многих лет. Она сказала, что в этом году хотела бы поучаствовать в концерте, и у неё есть задумка — прочитать отрывок из фронтового очерка журналиста Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Свою идею она прокомментировала таким образом: когда-то, будучи ещё школьницей, она прочитала этот фронтовой репортаж, и он произвёл на неё такое сильное впечатление, что она решила связать свою судьбу с журналистикой. Действительно, иногда в жизни каждого из нас происходят какие-то события, связанные с Великой Отечественной войной, когда мы сталкиваемся с рассказами людей, кинофильмами, хроникой, литературными произведениями, и они могут повлиять на нас, оставить какой-то отпечаток в нашей душе.


До сих пор у нас не было такой концепции, и мне показалось, что она будет интересна нашему зрителю, потому что многие из стандартных и нестандартных подходов к этой теме за 14 лет были исчерпаны. Кроме того, важно понимать, что в последние годы существенно изменилась и зрительская аудитория, состав участников наших концертов.


Когда я начинала заниматься организацией концертов, посвящённых Дню Победы, только на историческом факультете среди преподавателей был добрый десяток ветеранов войны. Эти люди ходили на работу, читали лекции, вели семинары, общались со студентами, и каждый из них мог привести к нам своих друзей и знакомых, бывших однокурсников. Была целая компания бывших истфаковцев которые приходили каждый год в начале мая на факультет, и естественно, мы прежде всего стремились установить контакт с этой частью аудитории — знакомые песни, мелодии, танцы — всё это сразу вызывало у них достаточно мощные ассоциативные связи. И наш молодой зритель был больше «в материале», чем сейчас.


Когда мы начинали работу над нашими концертами, участниками были ребята, появившиеся на свет в 1980-е годы. Еще были живы и достаточно активны их бабушки, дедушки, иногда и прабабушки и прадедушки. В семье гораздо больше, как мне кажется, уделялось внимания войне, она была частью повседневной семейной истории. Допустим, я прекрасно помню, как к моей бабушке приходили в гости подруги, с которыми она вместе жила в войну в коммунальной квартире, они пели военные песни, разговаривали — это то, с чем росла я, и это то, с чем росли многие из участников наших концертов тех лет. Сейчас, к сожалению, мы понимаем, что в этом плане связь поколений не столь прочна. Людей, которые пережили войну, даже если это дети войны, становится всё меньше и меньше, они становятся всё старше и старше, их состояние здоровья часто не позволяет им действительно поддерживать какую-то активную постоянную связь с молодёжью.


С другой стороны, как мне кажется, и современные молодые люди не часто испытывают потребность обратной связи, то есть, мало кому приходит в голову подойти к кому-то из представителей своих старших родственников и просто сесть и пообщаться. Ритм жизни стал совершенно другим, это очевидно. И опять-таки, если я выезжала летом на дачу, там были только книги и бабушка, у нас не было телевизора, никакой современной техники, никаких гаджетов, следовательно, каждый вечер велись какие-то разговоры. Наверное, если я бы поставила перед собой задачу, я смогла, как мне кажется, не закрывая рта в течение нескольких суток просто рассказывать самые разные истории из жизни моей бабушки и ее знакомых.


Я сильно сомневаюсь, что многие из современных молодых ребят в состоянии хотя бы одну такую историю воспроизвести, сейчас долгое общение со своими старшими родственниками вообще большая редкость. Поэтому нам показалось, что эта прежняя концепция, когда мы просто исполняем старые всем известные песни, уже не так актуальна. Отсюда эта новая идея — сделать так, чтобы наш концерт-спектакль затронул самую разную аудиторию, в том числе людей молодых, которые, может быть, не так много знают о войне, которые не смотрели те фильмы, которые смотрели мы, и представителей более старших поколений. Поэтому у нас будет и традиционный репертуар, и совершенно новые номера, через которые мы можем понять, как современное поколение воспринимает эту войну.


Если говорить об организации, то сейчас, наверное, лично мне стало сложнее работать, может быть, по сложности это сравнится, разве что, с самым первым концертом 2006 года. Тогда в моём распоряжении были только студенты 1 курса, куратором которого я стала в 2005. В нашем концерте тогда участвовало 28 первокурсников, один второкурсник и пятикурсница Света Жабина. Свете хочется сказать отдельное «спасибо»; если бы не она, я вообще не представляю, как бы всё это состоялось, потому что лично я ни пою, ни танцую, слуха не имею, и мне нужно было делать что-то с толпой этих первокурсников, из которых многие тоже не были профессионально подготовлены. Поэтому здесь была сложность в том, что мы делали это в первый раз, и конечно, исполнительское качество оставляло желать лучшего. Я бы сказала даже, что когда я сначала смотрела запись этого концерта, мне сначала было очень смешно, а потом стало, наоборот, очень печально.


А дальше получилась следующая история: год от года у нас росло мастерство наших исполнителей, и мы понимали, что если поднимается планка, то, естественно, нужно гораздо больше времени и сил всему этому уделять. Мы уже не можем разочаровать нашего зрителя. Я очень хорошо помню, как Александр Сергеевич Медяков, который тогда был зам декана по учебной работе, на мое приглашение прийти на концерт, сказал, что он не любит самодеятельность. Но сказал он так в первый и в последний раз в жизни. После того, как он сходил на пару наших мероприятий, он стал ходить и любить самодеятельность до невозможности.


Поэтому получается, что сложно именно из-за того, что поднимается планка, а с другой стороны, очень важно не потерять тех людей, которые приходят с искренним желанием поучаствовать, но при этом ещё сами не умеют так хорошо петь, танцевать, играть на сцене. Естественно, мы не можем превратиться в какой-то профессиональный коллектив, который из года в год на высочайшем уровне мастерства что-то демонстрирует. Мы должны постоянно принимать новых людей, и получается, что с ними нужно много работать.


Кроме того, я уже говорила, вот эта связь поколений, которая раньше была очевидной, сейчас рвется. И сейчас мы должны быть готовы к тому, что к нам придёт человек, не смотревший ни «Летят журавли», ни «17 мгновений весны», который просто не понимает, что какие-то вещи делать нельзя. И если ему сказать, что эти вещи делать нельзя, он развернётся и уйдёт, и никогда не поймёт, почему их нельзя делать, а наша задача — ему долго, нежно и деликатно объяснять, даже не столько почему нельзя делать это, а столько почему лучше сейчас попробовать сделать по-другому. И только это является по сути дела гарантом того, что мы человека не потеряем, и он в наш коллектив вольется. А нам постоянно нужно обновлять коллектив, поскольку ни один студенческий проект не живёт, если в нем участвуют только представители одного-двух курсов. Такие проекты на моей памяти благополучно умирали.


Ну, и конечно же, проблемы, связанные со зрителями, всё те же. Раньше было очень много пожилых людей, они приводили своих друзей и знакомых, они приводили с собой студентов, а сейчас все меньше и меньше можно на кого-то положиться, кому-то сказать «вы приходите и приводите студентов» и знать, что этот человек придёт. В конечном счёте, у меня впечатление, что наше дело стало делом группы энтузиастов, которые каждый год доказывают всем, что мы это можем, потому что для нас это важно.


Ещё последний важный момент по поводу разницы между прошлым и настоящим. Эта разница заключается в том числе и в том, что когда мы начинали делать наши концерты, мы жили в Первом гуманитарном корпусе, возле которого располагался Вечный огонь и Мемориальная стела, воздвигнутая в память о студентах и сотрудниках МГУ, погибших в годы войны. Большой общеуниверситетский митинг тогда проходил не в апреле, а 6, 7 или 8 мая, и как правило, всё это выглядело так: весь Первый гуманитарный корпус (и студенты, и преподаватели) шёл на митинг, и после митинга точно такой же дружной компанией все возвращались в зал к нам на концерт. Это было действительно большое мероприятие, которым жили несколько факультетов, ну и, конечно же, историки особенно, потому что нас на концерт вели наши ветераны, которых было довольно много. Теперь получается, что мы территориально удалены, хронологически удалены, в общем-то тех людей, которые вели за собой, глядя в глаза в которым, было стыдно сказать «А я не пойду на ваше мероприятие, и условно говоря, еду на море отдыхать или картошку сажать», стало мало. Но мы будем бороться, тем более что в этом году многие первокурсники пришли с идеями, желанием участвовать, и значит, наше дело живо, чему я несказанно рада.


Наконец, самое главное, если у вас появится желание нам помочь, приходите сами, приводите своих друзей и знакомых, если это возможно своих родственников: в группе организаторов концерта в сети «ВКонтакте» есть специальная тема «Гости на праздник», если человек не имеет никакого отношения к университету, то можно записать его там. Как показывает практика, очень часто как раз те ребята, которые узнали о концерте поздно, по каким-то причинам сами не участвуют, после концерта говорят: «Вот нам понравилось, мы хотим на следующий год», и по сути дела, это такой наш основной кадровый резерв на будущее, многие начинают именно со зрителя, и это хорошо.

Напоминаем, что концерт пройдёт 7 мая в 14:00 в актовом зале Шуваловского корпуса МГУ.


Автор: Анна Разгребельская

Фотографии взяты из архива