«Встречи с историей» в долине реки Луары
13.10.2018
Стажировка в Бундестаге: личный опыт
28.11.2018

Зачем нужна магистратура?

Вот уже несколько лет как специалитет на историческом факультете МГУ остался в прошлом. Сегодня его заменили две последовательные ступени: бакалавриат и магистратура. Стать бакалавром можно после четырех лет обучения. Строго говоря, такое образование считается законченным высшим. Но зачем тогда ещё два года учиться в магистратуре? Это не может не интересовать как студентов, так и выпускников бакалавриата, поэтому мы собрали для вас свежие впечатления от нынешних студентов магистратуры и ее недавних выпускников.

 

КИРИЛЛ НИКОЛЬСКИЙ

выпускник магистерской программы «История стран Европейского Средиземноморья в новое и новейшее время» (изучаемая страна — Франция)

Кирилл Никольский

«Истфак переменил мою жизнь чуть менее, чем целиком»


Четыре года бакалавриата и два года магистратуры на истфаке… Эти два значимых отрезка моей жизни в какой-то степени напоминают две серии комедии «Бриллиантовая рука»: первая –  почти бесконечная, вторая – что-то около полутора минут. Если первые четыре курса были наполнены постоянным открытием чего-то нового, погружением в миры различных городов, стран и континентов, то магистратура не оставила такого же ясного отпечатка.


Истфак переменил мою жизнь чуть менее, чем целиком. Изначально мне было тяжело принять решение насчёт поступления: в МГУ я проходил только на вечернее отделение, а на дневное в других вузах. В итоге я решил идти на истфак, и первый курс проучился на вечернем отделении. Но об этом решении я совершенно не жалею. Для примера расскажу одну историю. По вторникам И.А. Ладынин читал у нас лекции по истории Древнего Востока. Заканчивались они в 21:10, и после мы всей гурьбой шли к метро. Я никогда не забуду, как однажды по дороге мы наперебой обсуждали какие-то исторические вопросы: то ли что-то из лекции, то ли вообще. Я тогда вдруг подумал: как же я счастлив, что попал к таким же, как я, людям, которым интересна история и с которыми есть о чём поговорить. И с годами это ощущение не прошло: истфак дал мне почти всех моих друзей и огромное количество думающих людей, глядя на которых, я надеюсь, что ещё не всё в нашем государстве потеряно.


Поступление в магистратуру для меня – неизбежная ступень на пути к кандидатской диссертации, которую я надеюсь написать, и это не оставляет возможности жалеть о выборе. Возможно, продолжение обучения в другом месте открыло бы для меня какие-то новые пути, но мне трудно было оставить Аlma mater. Надо сказать, что преподаватели на истфаке действительно стараются сделать магистратуру более интересной, привлекательной и полезной. К сожалению, не все возможно уместить в имеющиеся учебные планы: ведь два года — не четыре. Иногда немного мешает странное, мягко говоря, отношение других факультетов к выбору преподавателей для «внешних» курсов. Иногда они считают, что раз у нас другая наука и область интересов, то их предмет нам не нужен и можно особо не напрягаться. Или наоборот: думают, что их предмет важнее всего и «макают» нас с головой во все подробности, не объясняя основ. На мой взгляд, нашим коллегам гораздо лучше было бы понять, как заинтересовать студентов, тогда и учёба пошла бы гораздо успешнее.


Сложно сказать, что запомнилось мне больше всего. Суммарно шесть лет на истфаке – это целая картотека, из которой всю жизнь можно извлекать разнообразные «а вот у нас был случай…», «а помнишь…?» и «ну прямо как…». Роятся в памяти отрывки фраз, песен, кадры с вечеров, концерты, встречи, постоянное общение – то, что называется студенческой жизнью. Выбрать невозможно. Точно могу сказать, что было за эти годы самым сложным. На первом месте, однозначно, – освоить латынь. На втором – успеть написать магистерскую диссертацию (хвала терпению моего научного руководителя!).


От всего разнообразия истфаковской жизни я взял максимум возможного. Было довольно трудно совмещать творчество с учёбой, особенно на втором году магистратуры. Сроки написания работы сильно поджимали, однако к тому времени я уже не мог отказаться от участия в привычных концертах и мероприятиях. В целом, это очень здорово, что, учась на нашем факультете, ты можешь попробовать себя во многих областях. Может быть, это напрямую и не поможет в будущей жизни, но опыт общения с прекрасными людьми и решения разных задач даст колоссальный.


Сейчас я работаю в Государственном историческом музее, в отделе образовательных проектов и мероприятий: не то, чтобы редкий, но не рядовой случай работы выпускника истфака по специальности. В очную аспирантуру я, пожалуй, идти не планирую, но, скорее всего, прикреплюсь к кафедре и буду писать кандидатскую. Раньше такая форма подготовки к обретению ученой степени называлась «соискательство».


Хотелось бы выразить благодарность многим преподавателям, начиная с самого начала моей учёбы на факультете:


– в первую очередь, моему первому семинаристу, П.С. Стефановичу, за то, что помог составить представление о научной работе и ввёл нас в мир исторических исследований;


– В.О. Никишину: его семинар убедил меня в том, что история может быть не только серьёзной, но и задорной, с юмором;


– А.В. Стрелкову, чьи лекции по истории античности, на мой взгляд, образец для чтения лекций;


Н.В. Кирсановой и И.Е. Андронову спасибо за потрясающие (!!!) лекции по истории культуры. Эти преподаватели включали нам музыку на занятиях, и для меня это стало единственным ярким впечатлением за быстро пролетевшее время магистратуры.


– и, конечно, огромная благодарность моему научному руководителю Д.Ю. Бовыкину, человеку с жёстким характером и, как оказалось, ангельским терпением. Ему удалось вывести меня на совершенно новый уровень работы с источниками и осмысления найденного, за что ему огромное спасибо до конца дней моих!


А вообще, если бы исторический факультет был человеком, я сказал бы ему: «Хей, дружище, не пори горячку! Остынь, реши уже все вопросы, что накопились за долгие годы, и вперёд к новым горизонтам, нельзя же ограничивать себя только классической наукой и правилами бюрократии!»


АННА ЧУВАШОВА

выпускница магистерской программы «Истории стран Ближнего Зарубежья» (изучаемая страна — Литва)

Анна Чувашова

«Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы пошла на истфак, но, может быть, ради интереса поменяла кафедру»


Эти шесть лет пролетели стремительно! Кажется, только вчера я сидела в актовом зале Шуваловского корпуса. Сейчас у меня за спиной уже два диплома и поданные документы на «соискательство».


Учёба на истфаке кардинально повлияла на меня и на мою жизнь. Я встретила новых друзей и изменила многие старые взгляды, начиная от политики и заканчивая музыкой. До поступления я была девочкой, которая не знала, чего хочет от жизни. Я рассчитывала поступать в ВШЭ или СПбГУ, а на истфак попала случайно – просто приехала и подала документы. Но об этом не пожалела ни разу! Я не стремлюсть польстить нашему факультету, я действительно рада, что шесть лет проучилась именно здесь.


Если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы заново пошла на истфак, но, может быть, поменяла кафедру ради интереса. В бакалавриате на 3 и 4 курсах я училась на кафедре истории России XIX в. – начала XX в. , а в магистратуре — на кафедре истории стран Ближнего Зарубежья. Каждую из них я рекомендовала бы для выбора нынешним и будущим студентам!


Если говорить о магистратуре, то мне, в целом, понравилось. Она немного отсрочила мое вступление в полноценную взрослую жизнь. Несомненный плюс здесь – это возможность составлять себе расписание: у нас в учебном плане в основном значились спецкурсы. Это позволяло посещать занятия на других кафедрах, из которых я выбрала дисциплины с кафедры средних веков и с двух кафедр направления «История искусств».


На мой взгляд, один из недостатков магистратуры – это наличие тех предметов, которые мы уже когда-то изучали в бакалавриате (хотя курс философии мне понравился, чего лукавить). Возможно, их было бы логичнее сделать факультативными, а не проходить «по второму кругу». Вместо нэтих можно поставить больше языковых пар, ведь знание иностранных языков для историка необходимо.


Мне очень многое запомнилось на истфаке: моя замечательная группа по испанскому языку и языковые пары с М.Е. Кабицким, семинары и кафедры, на которых я училась. Ещё с первого курса вспоминается коллоквиум по археологии (как же тогда было страшно!). После него было много суровых экзаменов, которые я НИКОГДА не забуду. Это и латынь, и древний Рим, и средние века. Особенно запомнилось, как я сдавала экзамен по истории Церкви П.В. Кузенкову, по истории южных и западных славян П.Е. Лукину, археологию В.С. Житенёву, новую историю Европы и Америки А.С. Медякову, а историю стран Ближнего Зарубежья А.В. Власову. Это были самые приятные и интересные беседы: даже получив «четвёрку», я была очень довольна.


Кроме того, сложно забыть и внеучебную деятельность – я скучаю по играм в баскетбол и стритбол. В свое время у нас была отличная команда. Также яркие впечатления остались с «Посвята» первокурсников в 2016 году, который я организовывала вместе с А.Е. Кузьмичёвой. И, наконец, самое замечательное – археологическая экспедиция в Гнёздово. Я очень рада, что летом после I курса оказалась именно там. И затем понеслось: вместе с моей подругой и «вечной» одногруппницей Аней Мироновой мы побывали в этом месте 6 раз, и обязательно приедем ещё!


ИЛЬЯ УСТЮЖАНИНОВ

выпускник магистерской программы «История общественных движений и политических партий«

Илья Устюжанинов

«Истфак привнёс в мою жизнь совершенно новый порядок»


Я закончил бакалавриат на факультете политологии МГУ, а в магистратуру поступил на исторический факультет. История нравится мне больше, и я решил таким образом как бы вернуться к истокам. Истфак привнёс в мою жизнь совершенно новый порядок. Нельзя сказать, что я стал принципиально иным, но, несомненно, произошли изменения в работоспособности, добавились новые увлечения. Самое ценное, что дал мне истфак – это занятия с преподавателями, насыщенные информацией, интересные и нетривиальные. Я благодарен своей кафедре за новые знания, которые смог здесь получить. О своём выборе я нисколько не жалею, и даже если бы у меня была возможность изменить свое решение (несмотря на то что история не терпит сослагательного наклонения), я не стал бы ничего менять. Сейчас я продолжаю обучение в аспирантуре на своей, теперь уже «родной» кафедре.


ЕКАТЕРИНА КИМЛЕНКО

студентка магистерской программы «История стран Европейского Средиземноморья в новое и новейшее время» (изучаемая страна — Италия

Екатерина Кимленко

«Я занимаюсь тем, что меня действительно интересует»


Закончив специалитет Белорусского государственного университета (БГУ), мне захотелось попробовать нечто новое, выйти за прежние рамки. Такой возможностью для меня стала магистратура МГУ. Меня даже не смутило то, что в магистратуре БГУ пришлось бы учиться всего один год, а в МГУ — два. Ведь это такая замечательная возможность продлить студенческие годы и находиться среди заинтересованных и увлеченных своими исследованиями людей. Кроме того, мне казалось, что если тебя на самом деле интересует наука, то академический год – это слишком короткий период времени для написания еще одной исследовательской работы. Для меня магистратура на историческом факультете МГУ – это новый уровень погружения в историческую науку, это изучение не только фактов, но и того, как писать тексты, готовить документы для получения грантов, делать доклады, то есть применять имеющиеся знания на практике.


Преподаватели хорошо знают каждого из студентов, их подход вполне можно назвать индивидуальным. Уже второй год все доклады и эссе, которые я готовлю, всегда так или иначе связаны с моими научными интересами и изучаемой страной – Италией. Чаще всего, это инициатива именно профессорско-преподавательского состава кафедры. Я занимаюсь в основном тем, что меня действительно интересует. Более того, предметы, которые читали нам в магистратуре, помогли мне лучше понять историю Италии и взаимосвязи, переплетения в развитии стран Южной Европы.


Особенно приятно отношение преподавателей секции к студентам магистратуры как коллегам: они всегда готовы вести дискуссию и слышать наш голос, их конструктивная критика наших выступлений и текстов вносит вклад в наш успех как специалистов. На собственном опыте я увидела, что секция стремится защищать интересы своих студентов, за что ей большое спасибо!


Единственное, я бы хотела видеть в магистратуре большее количество языковых пар, а также спецкурсы, читаемые на итальянском. В целом же два моих года в магистратуре – это отличное приключение, которое хотелось бы продлить, но уже в другом качестве! 

ДЖАМИЛЯ АТАКИШИЕВА

студентка магистерской программы «История стран Европейского Средиземноморья в новое и новейшее время» (изучаемая страна — Франция)

Джамиля Атакишиева

«Магистратура уже непосредственно готовит к научной деятельности»


Поступая почти два года назад в магистратуру истфака МГУ, я, как и многие студенты, сомневалась. Нужно ли тратить еще два года на обучение или сразу найти полноценную работу? Может лучше вообще поменять вуз или кафедру? После длительных размышлений я поняла, что хочу продолжить учиться именно по своей специальности и именно в МГУ. Мне было сложно оставить свою любимую кафедру, да и мне казалось, что я еще не всему научилась у наших преподавателей.


Если бакалавриат предполагает изучение основ исторической науки, то магистратура — это уж более основательное погружение в те проблемы, которые меня интересуют. В магистратуре нас знакомят не только с историей страны, но и со спецификой ее политических процессов, культурной и повседневной жизнью.


Большое преимущество магистратуры – специальные курсы, которые студент сам может выбрать. Эта форма занятий как бы стирает грань между лекцией и семинаром: ты получаешь возможность поучаствовать в полноценной дискуссии с преподавателями. Особенно меня, конечно же, порадовала возможность пройти спецкурс на иностранном языке, посвящённый роли французской литературы в политике. Его прочитал профессор французского Института политических наук Паскаль Коши. Это — отличная возможность попрактиковать язык. Кроме того было очень интересно познакомиться с нетрадиционными подходами к изучению политики, узнать как читают лекции преподаватели иностранных вузов.


Хотелось бы отметить другой очень полезный спецкурс — «Академический текст». В ходе занятий преподаватели нашей кафедры делятся своими соображения по поводу написания магистерской диссертации: нам подробно объясняют методику работы над научным сочинением, характеризуют различные его части, демонстрируют творческую лабораторию историка.


Еще, конечно же, не стоит оставлять без внимания отношение самих преподавателей факультета к студентам. Они действительно создают все условия для того, чтобы сделать обучение в магистратуре интереснее и полезнее. В этом году мне посчастливилось на месяц уехать во Францию для изучения архивных материалов, необходимых для написания работы. Я сомневаюсь, что у меня бы все получилось без поддержки моего научного руководителя Н.Н. Наумовой и преподавателя французского языка Т.Б. Пошерстник.


Но, тем не менее в магистратуре все-таки есть свои недостатки. И главный из них, с которым согласятся многие – отсутствие полноценной практической деятельности. Как мне кажется, магистры должны чаще участвовать в конференциях, выступать на круглых столах, публиковать статьи.


В целом, я очень рада продолжать свое обучение на истфаке МГУ. Магистратура уже непосредственно готовит к научной деятельности, заниматься которой я надеюсь и в дальнейшем.


Поступать в магистратуру или нет – личный выбор каждого, мы лишь представили отзывы ее студентов и выпускников. Желаем им дальнейших успехов в избранной профессии!

 


Автор: Анна Сорокина