Поездки на 9 мая
05.05.2018
«Встречи с историей» в долине реки Луары
13.10.2018

In Memoriam

22 сентября 2018 года скоропостижно скончался декан исторического факультета, доктор искусствоведения, профессор Иван Иванович Тучков.

Памяти Руководителя, Коллеги, Учителя, Учёного,  Друга посвящается…

 

Ольга Посконина,
к.и.н., доцент, кафедра новой и новейшей истории:

К сожалению, сейчас не могу точно вспомнить, когда я познакомилась с Иваном Ивановичем Тучковым, но это было давно, где-то в середине 1980-х годов. Тогда люди нашего с ним поколения были молоды, веселы и даже немного легкомысленны, ещё не прекратил своего существования Советский Союз со всеми атрибутами его общественной и повседневной человеческой жизни. Поэтому мы встречались на разных мероприятиях, сейчас уже подзабытых, например, субботниках возле трамплина у смотровой площадки, где мы дружной толпой убирали мусор, или праздничных демонстрациях в мае и ноябре, иногда после них, чтобы отметить успешное завершение события. И всегда Иван, Ваня Тучков, был заметен в любой компании, остроумный и обаятельный, к которому тепло относились самые разные люди. 


Потом время шло, менялись страна, общество, условия жизни. Мы все росли, а Иван оказался, и заслуженно, успешнее, чем многие другие, стал заведующим кафедрой и, наконец, деканом нашего факультета. Однако он не изменился в человеческом плане, никогда не подчёркивал своего положения, в нём не было и тени зазнайства или высокомерия, с кем был на «ты», так всё и осталось, много шутил при встречах, любил вспомнить что-то забавное из прошлого. Вряд ли где-то ещё можно найти столь открытого и всегда доступного для общения декана, к которому легко мог обратиться не только любой преподаватель, но и студент младшего курса. Для этого совсем не обязательно было идти в его кабинет, простые вопросы решались на ходу. Перехватив Ивана по пути на кафедру или в деканат, невозможно было услышать отказ поговорить тут же, хотя бы коротко. Если вдруг возникала серьёзная проблема, попасть на приём также труда не составляло. 


Вообще казалось, что наш Иван всё время на работе. В периоды летних вступительных кампаний он часто находился на факультете, хотя это было не обязательно, отлаженный механизм и так работал, но он чувствовал необходимость во всё вникать и оказывать всю возможную помощь в этот ответственный момент. То же можно сказать и об учебном процессе, он вёл занятия, постоянно перемещаясь по факультету из одной точки в другую, всегда был на виду в хорошем смысле этого слова. В один из недавних вторников рано утром мы с Иваном столкнулись в коридоре, наши кафедры напротив, у обоих была первая пара. А вокруг никого, тишина, совершенно пустые коридоры. Я ему сказала: «Смотри, Иван, только мы с тобой работаем!». Он, в шутку, конечно, согласился, мы посмеялись и разошлись по аудиториям… Кто бы мог тогда подумать, что всё так может случиться. Больно осознавать, что больше встреч не будет, ни долгих, ни мимолетных.


 
Роман Холев, 1 курс магистратуры:


22 сентября не стало Ивана Ивановича Тучкова.


Вне всяких сомнений, для науки всегда становится трагедией уход учёного столь широких взглядов и интересов, тонко чувствующего исследователя и человека энциклопедических знаний. Мы, студенты, потеряли блестящего лектора, наставника, учителя, беззаветно влюблённого в собственное дело и вдохновляющего этой трепетной любовью других. Глубоко и искренне убеждён, что могу говорить эти слова от лица каждого из нас.


Трудно поверить, что ушёл наш Иван Иванович. Энергичный, деловитый, вечно куда-то спешащий, и вместе с тем неизменно доброжелательный и приветливый. Прямо смотрящий в глаза и крепко стискивающий твою вдруг оробевшую руку. Обладающий удивительным даром легко, но глубоко войти в сердце каждому. Как мне ясно видится сейчас, неслучайно именно ему, сильному, искренне участливому и готовому жить проблемами других, было суждено так глубоко проникнуть в суть ренессансной культуры, заострённой на проблеме человека и личности.


Редкие из слышанных мною выступлений Ивана Ивановича, лекций или бесед с ним обходились без цитат прекрасной старины. Звучала среди них и эта:


«Выйдя из леса, я отправляюсь к источнику, а оттуда на птицеловный ток. Со мной книга, Данте, Петрарка или кто-нибудь из второстепенных поэтов, Тибулл, Овидий и им подобные: читая об их любовных страстях и увлечениях, я вспоминаю о своем и какое-то время наслаждаюсь этой мыслью. […] С наступлением вечера я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; у дверей я сбрасываю будничную одежду, запыленную и грязную, и облачаюсь в платье, достойное царей и вельмож; так должным образом подготовившись, я вступаю в старинный круг мужей древности и дружелюбно ими встреченный, вкушаю ту пищу, для которой единственно я рожден; здесь я без стеснения беседую с ними и расспрашиваю о причинах их поступков, они же с присущим им человеколюбием отвечают. На четыре часа я забываю о скуке, не думаю о своих горестях, меня не удручает бедность и не страшит смерть: я целиком переношусь к ним». (Н. Макиавелли, из письма к Франческо Веттори. Флоренция, 10 декабря 1513 г.)


Дорогому Ивану Ивановичу, моему научному руководителю, с бесконечным уважением и любовью.

Мария Федотова, 2 курс магистратуры: 
 

Видишь иногда в телевизоре сюжеты о том, как откалываются колоссальные глыбы от айсбергов из-за глобального потепления, как вулканы жгут тысячи километров земли, как тайфуны разрушают целые города. Мощь стихии, её гнев восхищают и ужасают одновременно. Похожее чувство испытываешь, когда уходят большие, великие люди. Я заставала уже смерти актёров, музыкантов, учёных, но все они были где-то там, вдалеке. Теперь это произошло очень близко. И в это мне, как, думаю, и всем, крайне сложно поверить.


Иван Иванович и правда был таким большим и великим. Как настоящая буря он мог сметать всё на своём пути, идя к определённой цели, и как нежный ветер мог приносить с собой добрые и приятные известия, объединявшие всех. Я помню, как на лекциях по искусству Древнего Рима мы просто не успевали записывать – так быстро и насыщенно он читал, летел вперёд, торопясь вложить в каждую лекцию максимум, ведь следующей лекции могло и не быть: Иван Иванович всегда брал на себя бесконечное количество дел, иной раз мы даже поражались, откуда их у него столько! Он успевал побывать везде, пусть даже на минутку, но и в эту минутку умудрялся вложить максимум: прочитать ёмкий тост, поприветствовать всех, улыбнуться каждому.


Меня всегда поражают люди, которых хватает на более чем один вид деятельности. В случае с Иваном Ивановичем, кажется, им просто не было числа. И все горели в руках, все получались. Потому что это человек, с головой уходивший в своё дело, болевший за университет, за студентов, за искусство. Как мне кажется, он стремился быть чем-то бóльшим. Бóльшим, чем просто учёный, чем просто преподаватель, чем просто мужчина, по имени Иван Иванович Тучков. И именно этому мы все обязаны у него поучиться.


Кирилл Берегела, научный сотрудник:

Мне не довелось слушать лекции Ивана Ивановича. Первое, что я о нём узнал — прочёл в какой-то теме легендарного форума ТССИ (именно там общались историки МГУ до появления социальной сети Вконтакте), что студенты-искусствоведы за глаза шутливо называют занимающегося искусством Древней Италии Тучкова «Джованни Туччо».


Через многие годы Иван Иванович стал моим начальником. Хочу отметить его деловой подход — любые рабочие вопросы с ним решались мгновенно, и вместе с тем отеческое отношение к подчинённым, лично я многим обязан ему. Отдельно хочу отметить покровительственное отношение Ивана Ивановича к нашей разнообразной факультетской самодеятельности он не только помогал и шёл навстречу любым инициативам, но и неизменно присутствовал на концертах и спектаклях лично. 

 Мария Кирюхина, 3 курс бакалавриата:


Я пришла на исторический факультет, кажется, тысячу лет назад. Сейчас временные периоды в моей голове растягиваются в вечность или сжимаются в одно мгновение – они образуют пересечения или перекликаются друг с другом. Время всегда являлось непостижимой для меня единицей – миг есть, прошлое есть, будущее есть. Иногда, бывает, задумываешься на одно мгновение – а где же вечность? 


Вечность в знании, вечность в постижении, вечность в таланте познания, вечность в добродетели, в любви к ближнему. Как говорят – вневременные вещи. На факультете, где изучают временную шкалу, есть вечность. Иван Иванович навсегда останется в моей памяти её хранителем. Хранителем дружеских встреч с потрясающими и выдающимися людьми, хранителем волнительных мгновений, связанных с нашей студенческой жизнью, хранителем той атмосферы, которой наполнен наш факультет. 


Я пишу это сейчас и не верю, что больше не увижу Ивана Ивановича, спешащего куда-то и не услышу привычное «Добрый день», не смогу прийти в одну из аудиторий и послушать замечательную лекцию. Но я твёрдо знаю, что всё это останется в вечности, в той самой, которую сохранил для нас Иван Иванович, посвятив ей свою жизнь.

Денис Родин, аспирант:


Скажу честно: два года назад я был среди тех, кто сомневался, что Иван Иванович Тучков справится с работой декана. Искусствовед во главе исторического факультета – это было ново, да и после того, как почти всю студенческую жизнь ты называл деканом Сергея Павловича Карпова, трудно было представить, что на этом месте может быть кто-то другой.


Я ошибался. Иван Иванович справился, смог. Несмотря на весь груз ответственности и административной работы, который лёг на его плечи, он делал своё дело с улыбкой, с радушием, которого так недостаёт многим «хозяйственникам». Это были непростые два года, но, что бы ни происходило, Иван Иванович всегда старался найти такой выход из ситуации, который не запятнал бы честь нашего факультета.


И при этом он был живой. Он интересовался всем, что происходило в стенах Alma Mater. Для меня показателен случай с Днём историка. Иван Иванович лично присутствовал на таком, казалось бы, достаточно неофициальном мероприятии. Но после того, как мы его провели, Иван Иванович поймал меня в коридоре (опять-таки поразительно: он, похоже, знал всех сотрудников и едва ли не всех студентов и аспирантов в лицо) и попросил организатора Дня историка (а им была Света Воробьёва), да и меня, как старшего, подойти к нему в кабинет. Мы думали, что нас отчитают за шутку про деканат, которую мы оставили в сценарии, готовились к самому худшему. А он посадил нас к себе за стол и сказал: «Всё было отлично – только почему зрителей так мало? Надо больше!» Он предложил устраивать несколько таких мероприятий для студентов и преподавателей в течение всего года, спрашивал, успеем ли мы что-нибудь сделать к 8 марта, обещал любую посильную помощь с организацией и рекламой. Мы видели, что студенческое творчество ему небезразлично, и обещали, что следующий День историка сделаем еще красочней и ярче. Даже задумка была: сделать Ивана Ивановича центром всего сюжета.


Мне очень жаль, что он этого уже не увидит… Последний раз я видел Ивана Ивановича на его день рождения, 13 сентября. Он выходил из деканата с букетом цветов, улыбающийся, с сияющими глазами. Таким я и запомню его – нашего первого декана-искусствоведа.


 

25 сентября 2018 года в 9:00 в Главном здании МГУ состоится гражданская панихида.