День историка’18
18.02.2018
Историк и подлинник: заметки на полях
23.03.2018

О карго-культах, красных флагах, масалаях и Миклухо-Маклае

Елена Кузнецова и А.В. Туторский с резчиком по дереву Маньяру из деревни Лелепе, который по рисункам Маклая восстановил практику изготовления резных изображений

В феврале этого года к.и.н., доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ Андрей Владимирович Туторский отправился в экспедицию за тысячи километров отсюда, в Меланезию. По возвращении в Москву он поделился с нами новыми открытиями.

– Андрей Владимирович, почему именно австралийская экспедиция?

– Я бы сказал, что это не австралийская и не экспедиция. Скорее, это поездка с целью поработать в архиве и собрать материал в поле. В антропологии есть очень много сложностей с тем, что можно считать полем, а что нельзя: сложилось твёрдое убеждение, что если едешь меньше чем на шесть месяцев, то это вообще не поле и не антропология. Но все установки относительны, да и к тому же из России никто не ездит в Меланезию. И несмотря на то, что в сентябре прошлого года была удачная полевая экспедиция под руководством праправнука Н.Н. Миклухо-Маклая, всё же последовательных отечественных экспедиций, которые наблюдали бы за развитием меланезийской культуры, попросту нет. Наши этнологи ездят в Танзаниию и на Филиппины, а вот в Меланезию не случается. Но нам в этот раз повезло. В экспедицию отправились мы втроём – студентка IV курса бакалавриата Елена Кузнецова, лаборантка кафедры этнологии Марьяна Архипова и я.

– Что или кого Вы намеревались там изучать?

– Ещё с прошлой поездки 2010 года меня интересуют карго-культы, а именно движение Джона Фрума. В этот раз мы были у последователей Джона Фрума в городе. Почему в городе, а не в деревне? Сейчас везде происходят одни и те же процессы – люди из маленьких сельских районов переезжают в большие города. Точно так же, как у нас люди из Владимирской области переезжают ближе к Владимиру, а потом ближе к Москве, так и на Вануату из деревень на острове Танна все собираются в город Ленакел, а из Ленакеля переезжают в Порт-Вилла, столицу Вануату. Вокруг последнего разрослись фавелы, где странные сооружения из деревянных и жестяных конструкций, картона, называются домами. И вот в этих трущобах люди живут и ходят на работу в Порт-Виллу. Одна из частей этих фавел принадлежит выходцам из деревни Ипикель, которая является центром культа Джона Фрума на острове Танна. Нам было особенно интересно посмотреть, как живут последователи культа под влиянием урбанизации – какие традиции сохраняются, какие отмирают. Так, 15 февраля мы посетили один из наиболее значимых праздников для данного движения и присутствовали на церемонии, называемой Тамафа. Местные жители переводят это название как «ритуал» или же «молитва», но по своей сути – это дискуссия, где выступают старейшины и говорят как нужно почитать Джона Фрума.

Остров Танна, 2010 год. Анастасия Винецкая.

Песни про ковбоев (bislama  kaoboe), которые приходят особым людям во сне, — часть практик (возможно, ритуальных), связанных с Джоном Фрумом

– Не приходилось раньше слышать о Джоне Фруме. Не могли бы вы рассказать о нём подробнее?

– Подобные движения называют также карго-культами. И хотя это термин уже не совсем актуален – другого пока не нашли. Движение Джона Фрума – это одно из классических движений в Океании. Оно возникло в 1930-х годах на Новых Гебридах (историческое название Вануату – СЛ). Его последователи верят в то, что придёт Джон Фрум и принесёт с собой богатства в виде карго, т.е. европейских благ, всем тем, кто почитает и ждёт пришествия пророка. Фурмисты строят символические взлётно-посадочные полосы, тростниковые самолёты, диспетчерские вышки и прочее, чтобы заманить на остров Джона Фрума. Кто он такой – никто не знает. Нельзя с уверенностью сказать, что он вообще существовал. Пожалуй, это собирательный образ американского военнослужащего, которых было много в Меланезии во второй трети прошлого века. Есть предположения, что имя «Джон Фрум» является искажением выражения «John from (America)».

Что интересно, у этого движения есть несколько направлений во главе со своими лидерами. Когда мы были в 2010 году на Танне, местные жители указали на Фреда Наси как на самого могущественного пророка и авторитетного старейшину. Фред Наси считал, что Джон Фрум – это Иисус Христос и, следовательно, любой член культа может ходить в церковь. Более того, даже сейчас в движении Джона Фрума мужчины фурмисты, а женщины придерживаются христианских воззрений. Таким образом, семьи, где мужчина в культе, а женщина в христианстве, встречаются довольно часто.

Есть ещё один популярный пророк – Исаак I, которого фурмисты называют Айсак Ван и все те, кто живут в пригороде Порт-Вилла являются его последователями. Он потратил много времени и усилий в начале XXI века, чтобы консолидировать движение за пределами острова. Айсак Ван ездил с интервью в Америку, периодически выступал в вануатской прессе с рассказами о Джоне Фруме и даже пытался назначить представителя движения в Порт-Вилле, которым должна была стать жена вьетнамского бизнесмена. Что интересно, вместе с этим она рассматривалась как претендентка на должность посла от Вануату в Россию. Жаль, что её так и не утвердили ни в одной из должностей, иначе можно было бы изучать карго-культы, не выезжая за пределы нашей страны. А вообще – это типичная история Южных морей, в нужный момент появляются обманщики, набирают полномочия, обещают многое и не делают ничего.

Остров Танна, 2010 год

– Удалось ли Вам узнать что-то новое об этом культе?

– Да, некоторые открытия нас порядком удивили. Когда мы были на Тамафе, один из старейшин, мужчина сорока с лишним лет, совсем молодой, бывший член парламента, выступал первым и завершал собрание. Он сказал, что первый флаг, который поднимали 15 февраля 1957 года, был не американский флаг, как обычно пишут и говорят, а красный. И это нас удивило. Невольно возникли ассоциации с Советским Союзом и неизвестным появлением коммунистов в Меланезийском регионе, но эту версию местные тут же опровергли, а более подробных объяснений нам добыть не удалось. По всей видимости, это новая трактовка старой легенды. Прямое доказательство того, что движение не закостеневает в своих догмах. Но стоит отметить следующее явление: для них, фурмистов, флаг – это символ. Флагом называются деревянные кресты красного цвета, непременные атрибуты культа Джона Фрума.

Красный крест — символ движения Джона Фрума

Когда мы работали в архиве, то выяснили, что флагами называются лаплапы. Лаплап это что-то вроде запеканки из пюре ямса. По виду она напоминает картофельную запеканку, только из ямса и посыпана сверху красными специями. Получается, лаплап – это флаг, крест – это флаг и флаг — это тоже флаг. Самое общее объяснение, флаг – это собирательный символ их движения. Для карго-культов важна реификация, то есть воплощение слов в каком-то объекте. У папуасов нет событийной истории в нашем понимании. Для них последовательность событий и их привязка к определённой дате важна не столько, сколько предметы, которые связаны с этой историей и предметы эти самые разные, от курительной трубки до кораллового рифа. Главное, чтобы именно с ними происходили описываемые события. Вспоминается один эпизод: на берегу Маклая был человек, которому в экспедиции 1977-го года советские учёные дали какую-то оборотку, на которой написали несколько строк. Нам кажется, что это просто бумажка, но для аборигена – это было материальное, крайне ценное свидетельство его общения с советскими учёными.

У нас есть термины, которые обозначают предметы материальной культуры и есть абстрактные научные понятия. У них же иначе: выбирается какой-либо предмет и он становится обобщающим термином. Таким образом флаг, будучи символом государства, культуры и традиций, одновременно является обобщающим понятием движения Джона Фрума. Это и логично, ведь и флаг, и крест, и лаплап красного цвета.

– Очень интересно, а главное необычно. Работая в архивах, Вы исследовали то же движение?

– Нет, в архивах мы исследовали карго-культ Яли, который широко распространен на берегу Миклухо-Маклая. В 50-ые годы там работал известный учёный Питер Лоуренс. Несколько лет назад родственники передали архивы Лоуренса в Сиднейский Университет после смерти учёного. Мы как раз работали с полевыми дневниками исследователя, в которых он анализировал попытки папуасов осмыслить европейское присутствие в их мире. Что удивительно, в его работах не встречается термин «карго культ», зато есть «cargo talk» – это разговоры о карго или же «cargo belief» – верование в карго. То есть, вера и разговоры о европейских благах, которых удостоятся почитатели культа. Но нас заинтересовало следующее – упрощённое понимание карго-культа выглядит следующем образом: пришли белые, у них было много богатства и папуасы стали поклоняться белым, их богатству и копировать за ними то, что они делали – то есть поднятие американского флага, построение, строительство радиовышек и всё прочее. А из дневников Лоуренса видно, что они пытались понять верования белых. И если для нас, всё то трансцендентное за пределами нашего понимания велико и едино в своей совокупности, для папуасов существует строгое разделение Непознанного на несколько категорий. У меланезийцев существует такой термин – «парамбик», он переводится как «знание» – тайное знание о Мифе. Есть, например, духи-сапуд, которые являются тотемическими предками людей. Они создали землю, а потом ушли в мир Сновидений. Есть божества «ойтеу» или «тибуд» – они существуют одновременно в двух мирах. Есть такие существа, как «масалай» – они приходят ненадолго из времени Сновидений, смотрят как живут люди и уходят. Масалаи являются в виде змеи или птицы и могут как-то повлиять на земную жизнь. Так, если змея укусила какого-то человека, считается, что это масалай пришёл наказать его за грехи. Соответственно есть «сапуд-парамбик» – это знание о тотемических предках, есть «масалай-парамбик» – знание о масалаях и прочее. К слову, Н.Н. Миклухо-Маклай тоже стал божеством для местных жителей. Исследуя это явление в немецких архивах в 2010-2012 году, у меня сложилось впечатление, что Маклаем называли любого белого человека. Собственно говоря, так было записано в немецких документах. У Лоуренса же очень много разных историй о Маклае, как о божестве «ойтеу». Когда мы работали с архивам и современными публикациями, то открыли, что масалай может становиться ойтеу, если он создаёт что-то для людей. Кто-то из масалаев создал ямс, кто-то создал лодки, а один масалай создал карго – европейские блага. И этот «Магарай» или же «Магалай», как его называют, есть как раз таки тот самый Н.Н. Миклухо-Маклай. Он не просто один из десятков божеств, у него есть конкретное место в системе знаний парамбик.

Мужчины, принадлежащие к культу Джона Фрума

– Это тайное знание, парамбик, оно является исчерпывающем для их мира? Как они относятся к наукам белых людей?

– У меланезийцев есть деление знания на общеизвестное и тайное. И для них наличие тайного знания очень важно. Так сложилось, что мужчины обладают тайным знанием и оберегают его от женщин и детей. Но и среди мужчин есть узкая группа, владеющая совсем уж уникальным знанием. И папуасы, естественно, воображают себе белых людей так, что у них тоже есть тайное знание. В дневниках мы нашли описание белых людей глазами папуасов: аборигены были уверены, что у европейцев тоже есть тотем. Но тотем – это тайное знание, поэтому белые не доверяют его чужакам. Так один из меланезийцев, побывав в Европе, выяснил, что европейцы произошли не от Адама и Евы, а от обезьяны. Он увидел учебник по биологии с картинкой эволюции. Следовательно, «обезьяна – тотем всех белых людей, а нам они не рассказывают, потому что это тайное знание» – так решили меланезийцы. Это показывает, насколько их знание и верование непростое. У них сложная слоистая система знаний, которой они постигают мир, но она совершенно отлична от нашего научного знания. И поэтому им понять мир белого человека конечно сложнее, но они пытаются. Нам тоже сложно понять их мир, впрочем мы тоже попыток не оставляем.


Автор: Екатерина Леонова

Фотографии: Елена Кузнецова (студентка IV курса бакалавриата), Анастасия Винецкая (аспирант кафедры этнологии)