Интеллектуальный досуг – это главный тренд последних пяти лет. Быть знатоком современного искусства, читать литературу от Пруста до Кастанеды, смотреть авторское кино, любить экспериментальный театр стало не столько показателем ума и развитости, сколько «эмблемой», обозначающей принадлежность к передовой общественной единице, это то, что отличает contemporary person от массы. Что можно найти в провинции? Заглянув в путеводители по городам России, я поняла, почему людям стали так необходимы места «нового» формата. Складывается ощущение, что кроме храмов, монастырей, краеведческих музеев и музеев народной культуры сходить у нас больше и некуда. Если для путешественника-туриста найдётся на что посмотреть, то каждые выходные гулять по парку 1000-летия Ярославля не представляется мне увлекательным (возможно, дело в моём специфическом вкусе). Однако несколько лет назад в Ярославле появился Центр TEXTIL, который расположен даже не в центральном, а Красноперекопском районе города. Ранее ничем не примечательный промышленный район, воспринимаемый как небезопасный, приобрёл новую репутацию. По образцу многих подобных мест, он расположен на территории бывшего хлопкового склада фабрики «Красный перекоп». Тенденция перепланировки старых зданий заводов и фабрик в новые культурные центры очень актуальна (ТЦ «Большевик» в Москве), так как, во-первых, это финансово доступно, а во-вторых, крупные пространства легко зонируются. Что вообще представляет собой такой культурный центр? В первую очередь, это не столько место, сколько сообщество города, которое объединяет неравнодушных горожан. Люди создают новую территорию культуры и поднимают локальные проблемы. Активная проектная деятельность помогает создать не только цельное сообщество, сформировать внимание к месту, но и взрастить поколение активистов. Потому такого рода проекты не ориентируются на приезжих визитёров и туристов — они направлены на интересы местного населения с учётом их идентичности. В TEXTILе проходят различные мероприятия: городские фестивали, концерты, выставки, танцы и пр. Также часто устраиваются циклы образовательных программ, которые всегда направлены на диалог со слушателями. Такая тенденция двустороннего общения появляется не только на семинарах с местной аудиторией, но и с культурными центрами других городов. Несколько центров Ярославля, Вологды и Костромы начали целую программу объединения подобных культурных пространств «Новые культурные центры в регионах». Представители всех центров съезжались в один из городов на «сессию» для обсуждения самых насущных проблем: как привлечь больше людей, что людям интересно, какие существуют потребности у современных горожан, как при минимальном финансировании делать качественный контент. Например, в Ярославле главной задачей сессии было продумать и построить мобильную деревянную архитектуру для будущих сборов и событий горожан. Городские компании также остаются небезразличными к инициативам центра. Например, для акции по благоустройству города «Человек красит место» магазин лакокрасочных материалов «Ярославские краски» предоставил волонтёрам необходимую продукцию. Покраска стен и нелицеприятных деталей архитектуры была не единственной целью мероприятия. Организаторы постарались создать приятную атмосферу творчества: была открыта школа уличных художников, чтобы повысить технический уровень граффити, и созданы художественные мастерские во дворах. Очень важно, чтобы люди не только сидели в аудиториях и слушали о том, что стоило бы сделать, а шли и делали: брали карты, отправлялись по районам, фотографировали, выискивали места, требующие преобразования и имеющие потенциал стать интересным объектом. Было важным не просто украсить места города, а создать в нём знаковый пункт, чтобы фраза «Встретимся у «Кита»» не казалась несуразной дичью. И это не революционные внедрения в жизнь города, а стремление создать уникальный диалог между старым и новым, прошлым и настоящим, желание восстановить и оберегать созданное когда-то – именно на устойчивом фундаменте истории города нужно строить структуру новых ценностей. Что-то такое уже было… Культурные центры – явление новое, только набирающее обороты. Однако подобного рода центры культуры выросли из всем нам известной идеи советских ДК – дворцов культуры, которые в советское время выполняли аналогичные функции образования клубов по интересам граждан и предоставление им пространств для реализации их проектов. С 1920-х строительство клубов приобрело широкий размах, причём к этому времени уже существовало чёткое представление, из чего клуб должен состоять. Ядром всего был зал собраний, часто их было несколько. Было важным соблюсти в залах демократический дух: без членения на ярусы, без выделения привилегированных мест, соблюдение максимально близкого расстояния между залом и сценой. В комплекс входила зона для кружков, рекреации и фойе для свободного общения, библиотеки-читальни, кинозалы, аудитории для лекций, кафе-буфеты. Показательным примером является возведенный в Ульяновске Мемориал Ленина — целый комплекс с музеем, дворцом культуры, дворцом пионеров и зрительным залом. Парадокс истории в том, что советская культура, которая стремилась подавить личное, одновременно создавала все условия для формирования индивидуальных способностей человека. Именно по этой причине дворцы культуры до сих пор живут и существуют, но уже не процветают, так как устаревшая система, прилагающийся бюрократический арсенал, консервативная «прокуренная» администрация уже не может удовлетворить запросов молодого поколения. Всё это начинает казаться «бабушкинским». Колонный портик, крашенные зелёно-голубой краской стены, ковровые дорожки с узорами похлеще персидских уже, элементарно, не отвечают представлениям современного человека о том, как должно выглядеть общественное место. Мы не боимся простоты, потому предпочитаем лишить изысканности и помпезности окружающую нас архитектуру, воспитанные на торговых комплексах, не боимся мы и обширных пространств, лучшей ориентацией считаем простое зонирование помещений. Массовый досуг как творческая активность – советская формула, к которой хотят вернуться новые культурные центры. Капиталистический мир, настроенный на приток заработка, позиционирует досуг как развлечение и отдых, за организацию которого надо платить. Социалистический мир рассматривает досуг в русле внеэкономических отношений, направленный на саморазвитие, самовоспитание и формирование «нового» человека, по сути, идентично с теми идеями, что выдвигают современные институции. Но только если раньше в этом было заинтересовано государство и оно формировало программу ДК, то сейчас эта деятельность в руках активных молодых людей, которые стараются отвечать запросам населения. Не выходя из комнаты… Не всегда цель культурного центра изменить город и организовать его население. Часто такие проекты тяготеют к сфере искусства и культуры, которые собирают вокруг себя не столько жителей, сколько конкретную увлечённую группу, формирующую «со-общество». Центр современной культуры «Смена» в Казани – совсем другая история, чем-то напоминающая Музей современного искусства «GARAGE» в Москве. Открылся он в 2013 году в самом центре города – на Привокзальной площади, до этого постройка из красного кирпича служила как сенохранилище. Этот конгломерат включает в себя галерею, лекторий, книжный магазин и даже собственное издательство, которое, кстати, специализируется на религиозно-исторических и мифологических сюжетах локального спектра. Были изданы книги различных тематик от «Мифологии казанских татар» Каюма Насыри и Якова Коблова до книги «Ульянов. Казань. Ленин» Льва Данилкина. Наиболее полно «Смена» проявила себя как площадка для лекториев. Проект «Теории современности» существует с 2016 года, запущен совместно с интернет-журналом «Инде». Организаторы приглашают известных спикеров и специалистов, так что на проекте уже побывал Антон Долин с лекцией «Умерло ли кино?», российский философ Кирилл Мартынов, социолог и переводчик Александр Филиппов и многие другие. Практики «Смены» могут быть интересны не всем. Собственно, в их задачу и не входит найти занятия для всех, это работа на конкретную целевую аудиторию, которой является в большинстве своем молодёжь. «Арт-ворота» Калининграда действуют по той же схеме. Платформа состоит из галереи современного искусства, кофейни «Хлеб и Турка» и коворкинга «СтолСтул». Ежегодно проводится около 20 мероприятий в год, авторские циклы лекций, концерты. Из-за специфики места в выставках часто участвуют европейские художники и фотографы. Болезнь провинции, или что мешает регионам развиваться дальше? Стереотип о бескультурной провинции, который уже давно должен быть забыт, существует до сих пор. Причём думают так не столько столичные жители, сколько сами провинциалы. Я сама из маленького города и по окончании школы показателем коэффициента «успеха» было поступление в столичный вуз. Идея была совсем не в хорошем образовании, а просто в переезде в Москву. Так сказать, от дома дальше — к звёздам ближе. И, я считаю, что это самая гноящаяся рана провинции. Очень мало кому приходит в голову остаться и попытаться преобразовать жизнь вокруг себя; ведь куда интереснее дать дёру. А если ты даже вполне себе реализовался на родине, то ты не успеешь блеснуть успехами, сразу последует ответ: “А-а, ты остался в Саратове, жаль, конечно, подавал ведь надежды“. Потому в городах из молодых остаются два типа людей: истинные патриоты-активисты, которых мало, и те, кому просто не удалось сбежать. А с таким контингентом уже тяжело работать. Кроме того, как бы это не звучало грустно для регионов и лестно для столичных: на одной инициативе уйти далеко — довольно трудно. Каждый из подобных центров всегда привлекает помощь “свыше”, так как чувствуется элементарная нехватка ресурсов, в том числе и человеческих. Площадки вынуждены работать со столицей и приглашать известных персонажей, как например «Станция» Костромы сотрудничает с Театром.doc и Центром Мейерхольда, а «Смена» Казани приглашает лекторов из столичных университетов, ведь «героев места» в городах практически нет, а если они и есть, то, как правило, реализовались они в Москве или за рубежом. Важной проблемой остаётся отсутствие неформального образования или лекций, расширяющих кругозор, из-за чего публика заМКАДья часто оказывается под куполом, где главной информационной средой остаётся телевидение. Во многих городках нет качественных городских медиа, которые бы не были сосредоточены на политике и могли бы освещать интересные события. Но все эти проблемы вполне решаемы временем, при условии, что уже сейчас есть круг людей, которым развитие города интересно и просто необходимо как его обитателям.
Однако, если в столице культурные организации на каждом шагу, то кажется, что за пределами МКАДа, а тем более в провинции уже ничего подобного не найти. Однако и провинциальные институции подают голоса, причём достаточно громкие и отчётливые.
Автор: Юлия Кузьмина