Выставка «Некто 1917» в Новой Третьяковке
02.11.2017
Подземные существа: как христиане оказались в рукотворных пещерах?
02.11.2017

Манифест свободы: музыка угнетённых

 

Если бы кого-то из вас попросили охарактеризовать начало ХХ века с помощью музыки, то вряд ли на ум пришло бы что-то иное кроме джаза. Действительно, в нашем сознании первая треть двадцатого столетия прочно ассоциируется со сложным и зажигательным ритмом ударных, пронзительными звуками духовых, музыкальной импровизацией и экспрессивным вокалом. Отзвуки джаза проникли в кинематограф, моду, литературу и искусство 20х-30х годов, целиком охватив человеческую жизнь своими искренними мелодиями. Но как одному музыкальному направлению в характерно лёгкой и непосредственной манере удалось заполучить власть над всем миром?

Cotton Club, Гарлем, Нью-Йорк

Cotton Club, Гарлем, Нью-Йорк

Как ни парадоксально, но яркая, полная жизненной энергии музыка берёт свое начало в угнетающем, пронизанном жестокостью обществе американских рабов. Прибывая из разных частей Африки, они привозили с собой экзотический колорит песнопений и обрядовых танцев, который, вступая в контакт с существовавшей народной культурой североамериканского континента, порождал новые и необычные формы творческого самовыражения. Так, в частности темнокожие рабы, осуществляя религиозный обряд, всегда снабжали его танцевально-песенными действами, в которых не было чёткого различия между слушателем и исполнителем; каждый присутствующий был участником религиозной церемонии, а значит был активно задействован в творческом процессе. Охваченные духовным экстазом верующие зачастую импровизировали, отдаваясь потоку переполнявших их чувств. Нетрудно догадаться, что впоследствии импровизация станет одной из ключевых черт джаза, а танцующая публика наравне с музыкантами будет участвовать в создании ритмических моделей при помощи топота и движений.

После Гражданской войны и принятия ХIII поправки к Конституции, ликвидировавшей рабство в национальном масштабе, в обществе возникла проблема интеграции темнокожего населения в социальную жизнь страны. Сложившаяся ситуация осложнялась и тем, что значительная часть белого населения не признавала прав темнокожих и по-прежнему подвергала их унижениям, различного рода дискриминации и террору, о чём свидетельствует существование сегрегации, Ку-Клукс-Клана и линчевания. Впоследствии эти условия привели к началу массовой миграции афроамериканцев с Юга на Север страны, где отношение к бывшим рабам было более терпимым и существовало больше возможностей для развития. Во многих крупных городах к началу XX века сформировались районы проживания темнокожего населения, где начала формироваться и концентрироваться собственная культурная жизнь.

Арчибальд Джон Мотли Мл., "Субботняя ночь" ("Saturday night"), 1935

Арчибальд Джон Мотли Мл., «Субботняя ночь» («Saturday night»), 1935

Принято считать, что оформление джаза в обособленное музыкальное направление связано развитием Сторивилла, района красных фонарей в Новом Орлеане (нередко можно встретить упоминания о том, что Новый Орлеан является родиной джаза), однако наряду с ним в этом процессе были задействованы Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. Тем не менее, ранний стиль джазовой музыки, исполнявшийся в период с 1900 по 1917 год, носит название «новоорлеанский». Покорять страну и завоёвывать весь мир джаз начал чуть позже, в двадцатые годы, когда музыканты из Нового Орлеана стали выступать в Чикаго, продвигая джаз на север США.

Френсис Скотт Фицджеральд назвал двадцатые годы «веком джаза», но причиной для такого наименования стало вовсе не популярная музыка тех времён. Этот период, наречённый «ревущие двадцатые», характеризуется активной социальной и культурной жизнью, а также бурным развитием искусства. Во многом мощный культурный подъём стал возможен благодаря активному развитию экономики, увеличению промышленного производства и росту потребительского спроса. Научные достижения того времени способствовали улучшению качества жизни и увеличению её скорости. Но, пожалуй, главной особенностью эпохи стали люди, пережившие самую на тот момент разрушительную и масштабную войну в истории человечества. «Потерянное поколение» было не способно адекватно адаптироваться к условиям современной жизни и органично влиться в существующую социальную структуру (крушение иллюзий и утрата прежних идеалов на фоне наступившей эпохи материализма нашли отражение в произведениях Хемингуэя, Ремарка, Фицджеральда и других). Новая психология личности потребовала новых, адекватных времени развлечений, искусства, моды и стиля. Ощущение лёгкости бытия и всемогущества благодаря современным технологиям соседствовало с пережитыми трагедиями войны и скорбью утраченного. Порывистая, контрастная, до отчаяния беззаботная жизнь была близка по характеру популярным в то время и доносившимся отовсюду джазовым импровизациям.

Карта ночных клубов Гарлема

Карта ночных клубов Гарлема

С начала ХХ века в искусстве повсеместно происходили изменения, всё более радикально отделявшие наступившую эпоху от прошлых столетий. В частности, искусство искало новые источники вдохновения, новые сюжеты и новые формы выражения. Отсюда происходил интерес художников к экзотическим архаичным культурам народов Океании и Африки. Их первобытная экспрессия казалась тем глотком свежего воздуха, который был необходим людям, задыхавшимся в пыли рафинированного, «правильного» искусства предшествовавших эпох. Возможно, что именно на волне увлечённости искусством аборигенов джаз, созданный темнокожим населением Америки, снискал столь оглушительный успех во всём мире. Однако происхождение музыкального направления не является его единственной ценностью. Главным художественным достоинством джаза является как раз его радикальное отличие от классической музыки, что появляется и в отказе от существовавших жанровых делений, и в необычных ритмических построениях, и в ином инструментальном наборе, и в импровизационном характере. Джаз – весьма непростая для восприятия музыка, она сложная, асимметричная, порой неравномерная, импульсивная, что вторит по характеру всему модернистскому искусству.

Распространяясь по территории США, джазовые веяния приживались в крупных городах, оседая в районах проживания афроамериканцев, и, вбирая в себя местные традиции и предпочтения, трансформировались в новые музыкальные течения и стили. В рамках развития афроамериканской культуры в начале ХХ века выделяется так называемый «Гарлемский ренессанс». Это культурное движение 1920х-1930х годов, в котором участвовали выдающиеся афро-американские писатели (Ленгстон Хьюз, Клод Маккей, Зора Нил Херстон), художники (Аарон Дуглас, Арчибальд Джон Мотли, Палмер Хайден, Огуста Саваж) и музыканты (Дюк Эллингтон, Аделаида Холл, Флетчер Хендерсон и другие). Сложно назвать его возрождением в полном смысле этого слова, так как оно было ориентировано на создание нового образа афроамериканца, освобождённого от влияний расовых предрассудков, существующего не для рабского труда, но способного творить, мыслить и интеллектуально развиваться. Внутри движения отсутствовала какая-либо конкретная стилевая направленность, потому что идея была главным объединяющим фактором. Тем не менее, всплеск творческой активности в этом районе Нью-Йорка может быть сравним по своей силе и степени влияния с настоящим Ренессансом.

Многих американцев привлекала ночная жизнь Гарлема, центром которой безусловно являлся знаменитый «Cotton Club». Клуб славился потрясающим танцевальным шоу, а на его сцене началась карьера многих знаменитых джазовых исполнителей (Дороти Дэндридж, Кэб Кэллоуэй, Лена Хорн). Так джаз стал буквально синонимом популярной музыки 1920х-1930х годов, а с развитием звукозаписывающей индустрии и радиовещания его ритмы стали слышны во всех уголках мира.

Танцы в "Savoy Ballroom"

Танцы в «Savoy Ballroom»

Начало «Великой депрессии» приостановило деятельность Гарлемского ренессанса, однако она не воспрепятствовала развитию джаза и дальнейшей его популяризации. Пусть с годами джаз стал весьма привычным для слушателей музыкальным направлением и утратил прежнюю шокирующую новизну, но остаётся не менее любим, чем прежде. Эти мелодии и звуки оказали огромное влияние не только на музыкальную индустрию, но и на культуру в целом. Джаз стал прочно ассоциироваться со свободой личности, свободой мышления и свободой от предрассудков любого характера (удивительно, что в советское время джаз также звучал голосом свободы в запрещавшей его социально-политической системе).

Довольно сложно точно определить, что было первичным: джаз, способствовавший созданию культурной среды периода «между двух войн», или культура, актуализировавшая джазовую музыку. И есть ли в этом необходимость? Очевидно лишь то, что джаз, кажущийся на первый взгляд лишь эмоционально раскрепощённой, приятной на слух музыкой, на самом деле должен восприниматься как многогранное социокультурное явление, со сложной историей, острым внутренним конфликтом и определённым смысловым посылом, напрямую связанным с темой человеческой свободы.

Кэб Кэллоуэй дирижирует оркестром на праздновании Нового года, 1937

Кэб Кэллоуэй дирижирует оркестром на праздновании Нового года, 1937

MUSTREAD:

  • Уинтроп Сарджент «Джаз. Генезис, музыкальный язык, эстетика» – книга для тех, кто разбирается в музыке и хочет разобраться более детально в особенностях джазового звучания.
  • Юрий Тихонович Верменич «Джаз. История, стили, мастера» – ёмкий и лаконичный справочник, содержащий как информацию о происхождении джаза, так и краткие биографии его выдающихся представителей.
  • Virginia Bates, Daisy Bates “Dressed to kill: Jazz Age Fashion from Virginia’s” – прекрасный сборник фотографий нарядов 1920х-1930х годов; для вдохновения и наслаждения.

MUSTWATCH:

  • «Птица», 1988
  • «Полночный джаз», 1986
  • «Армстронг: Век Луи Первого», 2001
  • «Привет, Долли», 1969

Автор: Мария Пирожкова