Манифест свободы: музыка угнетённых
02.11.2017
Приглашение на бал
15.11.2017

Подземные существа: как христиане оказались в рукотворных пещерах?

 

Мы знаем множество чудесных христианских храмов – от Софии Константинопольской до Капеллы в Роншане – монументальные, оригинально декорированные, величественные сооружения. Но когда-то всё только начиналось, и первые христиане даже не планировали возводить какие-либо сооружения. То есть они имели свои «постройки», но помещали их под землёй. Эта многокилометровая система туннелей и камер, пронизывающая недра Рима, носит название «катакомбы». Почему же всё было именно так?

Катакомбы Присцилы, II век

Катакомбы Присцилы, II век

Во-первых, всем известно, что быстро распространявшаяся на просторах Империи новая религия не нравилась властям: последователи Христа отказывались отправлять культ божественного императора, что делало их в глазах государства потенциальными «подстрекателями режима». И как любые «неугодные», желавшие всё-таки сохранить себе жизнь (и что в данном случае ещё более важно – продолжать в течение этой жизни служить Спасителю), христиане решают уйти в подполье – сначала фигурально, скрываясь на время литургии в домах.

Во-вторых, к определённому моменту собираться для службы в этих самых домах стало уже неудобно и небезопасно: общины неуклонно росли. А в связи с отмеченной выше проблемой, строить наземные (читай: видные) здания было попросту невозможно.

В-третьих, живя в ожидании Второго Пришествия (тогда христиане считали, что оно должно произойти вскоре после Первого), верующие просто не видели нужды в каких-то значительных сооружениях: все их эмоциональные и духовные силы были направлены на «уготовления себя в Сретение Господне», да и в момент Страшного Суда всё на Земле было бы разрушено.

Но совершать причастие – главное таинство в то время – всё-таки где-то нужно. Умерших естественной смертью и убитых римлянами христиан нужно где-то захоранивать по обряду – плюс по мере увеличения числа жертв, мучеников всё больше почитали, формировался их культ и вообще это понятие – святой, умерший за веру. Отсюда – три основных вида помещений в катакомбах: коридоры, по стенам которых располагались могилы, кубикулы (комнаты с могилами), капеллы и крипты – как ни странно, тоже с могилами (за время активного использования катакомб в них было захоронено несколько десятков миллионов человек!). Все помещения были относительно невысоки: в силу подземного расположения, и по причине неразвитости системы богослужений того времени – достаточно было просто иметь стол для евхаристии. Важно понимать, что христиане не жили в катакомбах, а только приходили туда для молитвы, служб и паломничества.

Какие метаморфозы претерпевают античные архитектурные формы, оказываясь под землёй! Катакомбы Домитиллы, II-III век

Какие метаморфозы претерпевают античные архитектурные формы, оказываясь под землёй! Катакомбы Домитиллы, II-III век

Камеры представляли собой прямоугольные в плане помещения, напротив входа в которые имелось углубление в стене (которое со временем «превратится» в апсиду в настоящем христианском храме). Около него, часто прямо на саркофаге, располагали престол, на который помещали необходимые для причастия вино и хлеб. Множество людей набивались в эти тесные, душные комнатки; приходилось смотреть в затылок впереди стоящему: все были обращены к священнику. Атмосферу дополняли росписи, созданные на стенах: расчерченные зелёными и красными линиями плоскости не изображали архитектуру, как это было раньше в римской живописи четырёх помпеянских стилей, а создавали почти сюрреалистическое, крайне условное пространство, из которого на зрителей буквально вываливались фигуры пастухов (Христос), женщин с вскинутыми к небу руками (Богоматерь) и первых святых, очень похожих на античных героев и пасторальных персонажей. Вместо приятных глазу, изящных композиций появились сложные нарративы, а вместо сложной техники, проработанности формы – экспрессия и эскизность. По набору персонажей и их пластическому пониманию это было всё то же римское искусство, но по сути оно было совсем новым, наполненное совсем новыми смыслами. К слову, именно по живописи мы можем отличить храмовое пространство от простого склепа: в первом находится больше сюжетов, посвящённых таинствам (Крещение, Причастие). Выходя из мрачной комнаты (в потолке делали небольшие отверстия для света, но в основном камеры освещали огнём), на пути к какой-нибудь кубикуле, верующие попадали в узкие коридоры, ширина которых не достигала и метра, а стены их были испещрены захоронениями. Могилы мучеников уже тогда почитались как святыни, и паломники приходили к ним вплоть до конца VIII века, когда христианство было давно узаконено и уже было построено много известных храмов.

Можно сказать, что первые христиане существовали в городе мёртвых. И это будет во всех смыслах точно. Мысль о Судном Дне вызывала у верующих одновременно ужас и непередаваемое благоговение. Для них это было не просто абстрактной идеей, а объективной реальностью: только что Господь лично сошел к людям, чтобы рассказать им о том, как неправильно они жили, и вместе с тем дал им возможность искупить свои грехи; смерть за веру стала одним из путей к искуплению (вольным и невольным); жизнь в настоящем мире была полна риска и дискомфорта на всех уровнях, а Спаситель ждал всех благочестивцев в куда лучшем мире, предназначенном специально для них.

Бесчисленные захоронения в катакомбах Сан-Калисто, II-IV век

Бесчисленные захоронения в катакомбах Сан-Калисто, II-IV век

Сам факт нахождения катакомб под землёй определённо вызывал у первых христиан ассоциации с загробным миром, с потусторонним. А специфика организации этого пространства, непохожие ни на что обряды (мы можем только воображать какое почти экстатическое ощущение переживали посетители катакомб во время причастия в столь исключительной атмосфере!), искренность и полное доверие всех членов общины помогали почувствовать себя уже в ином, свободном мире. И именно ради этого ощущения, ради возможности беспрепятственно общаться со Христом, верующие незаметно для других спускались под землю.

Как говорится, если тебе плохо в этом мире, значит ты пришёл в него, чтобы создать свой.

MUSTREAD:

  • Крамер А.В. Римские катакомбы и проблема происхождения раннехристианской базилики. СПб, 2010
  • David Talbot Rice. The beginning of Christian art. Ldn, 1957
  • Дворжак Макс. История искусства как история духа. М., 2001

Автор: Мария Федотова