Люди хотят знать историю родной страны, героев своего прошлого, но исследования профессиональных историков порой бывают сложны для понимания широкой аудиторией. В таких случаях на помощь часто приходит кино, которое словно перебрасывает мостик от исторической науки к коллективной исторической памяти. 20 февраля 2017 года студенты и преподаватели исторического факультета собрались для того, чтобы посмотреть и обсудить новый документальный фильма «Александр Невский. Между Востоком и Западом», премьера которого состоялось днем ранее на телеканале «Россия». Инициатором такой встречи уже третий раз выступила кафедра истории России до начала XIX века. Первые две дискуссии были посвящены документальной ленте «Дмитрий Донской. Спасти мир» и сериал «София» (о Софье Палеолог). Режиссёром фильма об Александре Невском стал Алексей Денисов, генеральный директор телеканала ВГТРК «История», выпускник журфака МГУ, для которого это уже не первый опыт работы в историческом кино. Одна из его предыдущих работ – «Ломоносов. Десять новелл из жизни гения» (2011 год) – имела большой успех и была признан научным сообществом достаточно удачной. До показа фильма перед собравшимися выступил кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории России до начала XIX века А.Е.Тарасов. Он освежил в памяти присутствующих хронологию событий жизни Александра Невского, вспомнил, что имя князя издревле символизировало собой силу русского духа, а его образ – патриотизм и готовность к самопожертвованию. После показа состоялось обсуждение, где каждый смог не только высказать мнение по поводу самой ленты, но и поделиться размышлениями о месте Александра Невского в русской истории. А.Е.Тарасов отметил качественную работу оператора, интересные ракурсы съемки с квадрокоптера, уместное использование в фильме анимации и компьютерной графики. К плюсам ленты он также отнес применение современных миниатюр по сюжетам жизни Невского, которые были стилизованы под средневековые оригиналы. Но, по мнению А.Е.Тарасова, создатели фильма слишком увлеклись теориями мирового заговора против России XIII века и утверждениями о навязывании современной российской молодёжи с запада отрицательного образа Александра Невского. Выступающий также подчеркнул, что фильм рассчитан на массового зрителя и являет собой «мифологию в высшем смысле этого слова», которая сама по себе отражает культурные пласты нации, но может расходиться с объективным знанием. Кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Г.Ч.Моисеев отметил, что фильму удалось избежать чрезмерной зацикленности на личности Александра Невского, показать события вплетёнными в исторический контекст. Однако, по его мнению, название фильма так и осталось нераскрытым. Зритель обречен лишь догадываться о том, кто именно находился «между Востоком и Западом»: сам князь или вся Россия. Не вполне понятно воспринималось ли такая ситуация как выбор, который предстояло сделать. Студенты также охотно высказывали свое мнение, которое также было различным. Одни отмечали «динамику» фильма (ведущий на протяжении своего рассказа всё время идёт или едет куда-то, изображение в кадре постоянно движется) и считали это плюсом. Других такое решение, наоборот, отвлекало. Одно из соображений состояло в том, что режиссёру следовало бы уделить больше внимания религиозной составляющей жизни князя, объяснить почему Александр Невский был причислен к лику святых. С заключительным словом выступил заведующий кафедрой истории России до начала XIX века, доктор исторических наук, профессор Н.С.Борисов, который принимал участие в создании фильма в качестве эксперта. Он подчеркнул исключительная значимость исторического кино в формировании коллективной памяти, а также необходимость ответственно подходить к его созданию в силу широкого общественного резонанса и значимого влияния на людей. Н.С.Борисов посчитал обилие кадров, снятых с воздуха, скорее слабой стороной фильма, т.к. показывать храмы с высоты птичьего полета значит демонстрировать их с непривычной стороны, не с той точки обзора, которая была задумана зодчими, т.е «терять связь с землёй». Была отмечена и принципиальная трудность создания документальных фильмов об Александре Невском, ведь до нас не дошло практически никаких подробностей его жизни, ни одного прижизненного изображения. Из останков князя сохранились только фаланги его пальцев – всё это значительно осложняет работу исследователей и требует креативных и новых форм работы, которые при этом должны сочетаться с исторической канвой эпохи. Фильм оставил неоднозначное впечатление: у него много достоинств, но есть и определенные недостатки. Однако если рассматривать ленту как попытку донести до народа образ его славного прошлого, то она, вероятно, удалась. Но окончательное решение всегда за зрителем!
Автор: Вероника Нарыкова